» Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2012 » Ноябрь » 11 » Журнальн
|
Журнальн
|
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖУРНАЛА “ИНТЕРПОЭЗИЯ” ЗА 2010 ГОД (12.10.2010)
Вадим Муратханов. Сегодня мы презентуем журнал “Интерпоэзия” за 2010 год. Делаем мы это, к сожалению, в отсутствие главного редактора и вдохновителя проекта Андрея Грицмана. Начиная с этого года выход электронной и бумажной версии журнала будет синхронизирован в Сети и на бумаге. Что касается этого номера, то он получился переходный. В него вошли материалы четырех электронных номеров, но он помечен как первый номер за 2010 год, и рубрикация соответствует той, которая присутствует в каждом сетевом номере журнала. Виталий Науменко. Когда мы познакомились с Андреем Грицманом, он горел этим журналом, очень хотел его издавать, и было ощущение, что журнал уже есть, что он вещественен, что это не какая-то химера. И Андрей заряжал окружающих своей идеей. Я какое-то время жил в ощущении, что стихи рождаются сами по себе, ни из чего, ни для чего. А потом понял, что все они посвящены либо кому-то, либо чему-то. И для меня с какого-то момента стала обузой необходимость посвящений в стихах, потому что я ведь и так знаю, кому, чему посвящено и по какому поводу написано то или иное стихотворение. Поэтому если кто-то найдет в стихах, которые я сейчас прочитаю, некие отсылки или свои ассоциации, то я буду очень рад. * * * ты ли жил, провинциал, у моря, гул которого пропитывал, священный, бочки омулевые по швам, легкие увертливые лодки?
ты ли сквозь египетскую тьму, мальчик заспиртованный, глазел в окна, как чудовище из банки?
ты ли подбирал на берегу мрамор, содрогавшийся от ветра, и тесал его, и согревал, и у мертвых туч просил совета?
Эрос пел, Танатос дул в трубу, время жаловаться на судьбу или опускаться в глубину;
только я, перекрестив волну, в бочке замурованный, плыву, песню омулевую тяну. Не могу не прокомментировать следующее стихотворение, посвященное Андрею Грицману. Мы с ним ездили как-то в Петербург и всю ночь провели в вагоне-ресторане. Как вы понимаете, на следующий день мы очень хотели спать. А ему нужно было выступать... * * *
А. Г.
Мы северную ночь проведали Под гармоническим диктатом Бледнели звезды уязвленные И разгорался всякий атом
Таксист угрюм и опечален А город тайно опечатан Проспится зрение двоякое В отдушине его окраин
Под небесами бледно-синими Бессильно-синими осенними Стоят как циркачи на проволоке И обморок и воскресение
Глядят сквозь свет подслеповато Двоится Лебедев-Кумач И мы из выдоха из аута В зенит вколачиваем мяч. ЛЕНА
Пятку целую, откуда струится свет, Коленную чашечку – нежную, грозную (прыгает звон монет). Женщина изнутри, как винограда гроздь – Мертвая ли, живая – видно ее насквозь.
Ей от меня ничего не надо: “За мостик тот посмотри” Или: “Пройдёмся по набережной”. Зажигаются фонари, и через три Квартала ты понимаешь, что Газовый гомон фонарщиков был – химера, моргана, ничто, В жалком своем пальто, В полуприкиде: надо же: корабли Тонут… Это бубенчик, венчик невесты божьей, огня, земли… Галина Климова. Вначале я прочитаю одно стихотворение из свежего выпуска “Интерпоэзии”. ДАНИЕЛЬ
При понятых: аккомпаниатор, уборщица и канарейка – в актовом зале музыкальной школы мне объяснили, что я – еврейка.
И все захолонуло от стыда и срама во мне, нечистой и будто голой, и зажмурилась рампа, и захлопнулась рама.
За скрипку не бралась долго, потому что – еврейка.
Всё. Шабаш!
Вот и бабушка, положив зубы на полку, бухтела:
все евреи как евреи, а наш? По всему выходило, виноват отец, его непроходимо черные союзные брови и чужестранное – Даниель ? И я от горя слегла в постель с подозрением на наследственную болезнь крови.
Но это была любовь без национального раскола.
Кружила голову биографии отцовская школа: театр “Синяя блуза” и бледный ребе, худо выросший на маце
(если б на хлебе!), чьи галоши папа прибил к полу... Где дядя Мориц, певший в Ла Скала? Где кантор – тезка царя Соломона, и прадед Мойша 111 лет, и 13 его детей из местечка Прянички? Я на карте искала, в черте оседлости во время оно, но даже косточек не собрать, хоть убей!
Предпочитая трудящийся дух, отец из-под палки учился на тройки, на ветер пустил свой абсолютный слух, оттрубил лет двадцать прорабом на стройке. А раньше старлеем штабной разведки (южанин – всю войну в Заполярье), рисковый Даня по партзаданию королевским жестом освободил Данию, чуть не женившись на местной шведке, на Лизе-Лотте с острова Борнхольм... Ее фото – в день конфирмации – на попа ставит
весь наш семейный альбом... Отец не знал языка предков, законопослушный советский еврей, он не терпел плохо закрытых дверей, запаха газа и на тарелке объедков. Зато знал Гамсуна и даже Блейка, “Двенадцать” Блока – коронный номер, к чарльстону, извольте, свежая байка, а как голосил тум-балалайка его трофейный немецкий “хоннер”!
В переходном возрасте, после 85 годов, налегке залетев ко мне – ранняя птица, –
выпалил точно:
ну, я готов, доча, я готов креститься! В последнюю пускаясь дорогу, не дотянул таки до 111 лет, ушел от товарища Сталина и не убоялся Бога, как будто впервые родился на свет. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА Каждый четверг в моем детстве был чистым, женский день в городской бане: шайка казенная, краны с присвистом, мылась и мылилась без колебаний, но вдруг задела пузырек с этикеткой Шипр . Вдребезги. Скорей в предбанник, а там орет радио: оккупирован Кипр .
Вот как аукнулось родство названий!
И наша Соня, София – столица где-то, Феодосия антикой подпирала Крым, а тетя Августа – как завещанье родным – остров с золотым месторождением лета.
Вот в чем географическая номенклатура, я по карте узнала: где гора – там дыра. И вслепую на контуре нашла фигуру французского массива Юра.
– Это ж Юрка на замшелом разлегся диване, в европейском ландшафте – свой. Зарывшись в словарь имен и названий, демисезонной шуршал листвой. * * * …когда дети, перестав прятать глаза, ввалятся как на именины с икрой, цветами и фруктами (живой натюрморт малых голландцев) и накроют тебя и твою больничную одиночку нестерильной волной мажора, рвущего пластик наспех купленного телевизора, когда они, вдруг никуда не спеша, начнут ловко блазнить наклевывающимся летом или бросятся расходовать налево-направо дорогие учетные поцелуи – как обезболивающее последнего поколения, стиснув при этом твою вяленую руку, а своей – рисуя воздушные мосты в обратной к тебе перспективе и уже в дверях зазубривая имена предков, их жен и побочных детей…
Значит, луна твоя на ущербе, а солнце вот-вот скроется из виду, Виктор Куллэ. Я присоединяюсь ко всем добрым словам в адрес Андрея Грицмана. Я очень благодарен ему за то, что в этом номере появился важный для меня цикл памяти Дениса Новикова, который я долго не мог нигде напечатать в полном объеме. Но сейчас я буду читать свежие вещи – несколько коротких стишков последних дней. И если в регламент буду укладываться, может, сподвигнусь на одно длинное. ВОСПОМИНАНИЕ О НЕСЕБРЕ
Это было на Черном, над слепящим заливом в прошлом моем никчемном. (Как оказалось – счастливом.)
В воздухе запах йода. Свежая рыба с рынка. Линия горизонта. Парусник – как соринка.
Чайки визгливой сворой реют над кабаками – отблеск мечты, которой не осязать руками:
стать беззаботным греком, не выходить из загула, чтобы соленым веком море меня сморгнуло.
Маленький цикл из трех восьмистиший, объединеннных одним эпиграфом. ПИАРКТИКА
Когда погребают эпоху Ахматова
* Тому назад – такие разные, но равно сытые утробой – мы жили в праздничной Евразии, с изнанки ставшей Азиопой.
А оказалось, что на практике – трезвящей как прыжок с моста – мы все живем в стране Пиарктике, где вечный кайф и мерзлота.
* Что до конкретной данной личности – произошёл системный сбой. Смирился с нищетой и лишнестью, чтобы в итоге стать собой.
Жизнь прожитую реставрирую – как на экранной простыне, где одиночество стерильное снабжает зрением извне.
* Успешливые преуспели, а лишние давно отсеялись. Слова прощальных песнопений кружатся листьями осенними.
Они ни хороши, ни плохи, но кажутся почти случайными для нас – могильщиков эпохи, учеников и соучастников.
Вроде бы и на длинное хватает регламента. АВАНГАРД
Тому назад бессчетно лет здесь был мой дом – но дома нет. Близкие умерли по одному, и дом похож на тюрьму.
Там, где весельем воздух мерцал для неразумного сердцем мальца – изо всех щелей проросли вещи. Они в пыли.
Надобно как-то прибрать этот хлам, с мокрой тряпкой пройтись по углам, всё вверх ногами перевернуть, форточку распахнуть,
просто проветрить. Просто понять: что учудили отец и мать? что здесь на мусорку? что для житья? кто здесь, собственно, я?
Но недостанет сил – ибо он волей собственной наделен. Не расстается с вещами дом – плюшкинский синдром.
Проще отдаться стихии слов и запалить с четырех углов, чем над таинственной силой вещей чахнуть, что твой Кащей.
Вот и свершилось. Щекотно в груди. Весело пламя тугое гудит. Искры стреляют. Стены в дыму. (Жаль, не видать никому.)
Что ж с обгоревшею бородой ты, поджигатель, от пепла седой, ищешь чего-то в мертвой золе, каясь в невольном зле?
Всё получилось! Теперь ты один сам себе раб и сам господин. Заново выстроишь всё по уму. Прочие ни к чему.
Вот ты в поту работы, но что ж всё узнаваемей твой чертеж и прорастают новых взамен контуры прежних стен?
Вновь собезьянничал? Сам виноват. Может, не стоило рушить уклад. Может, честнее с азов начать, чем интересничать.
На пепелище родного стиха то ли стружка, то ли труха. Жуткие души сгоревших вещей. Ничего вообще.
Инга Кузнецова. Я присоединяюсь ко всем теплым словам и рада, что “Интерпоэзия” существует. Я почитаю не из подборки. * * * дерево погибает в дереве зреет раскол засыхает ствол боковая ветка становится главной переход этот смелый и плавный звук гобоя орешник зацвел
о рябинный глубинный обиженный бог выгляни между строк на краю удивленья ночного на краю удивленья ночного
светом облитый с лихвою в городе зреет сентябрь в летней маске шутя растянутые дни растяп он смешивает с листвою
о рябинный глубинный обиженный бог выгляни между строк на краю удивленья ночного на краю удивленья ночного
я споткнулась качнулись слова дикорастущие их собака обнюхала расцеловать хотелось лицо ее и заплакать тебе по течению вниз отправить орехов и низку ягод веселой возни синицам летягам твоим хватит на год
о рябинный глубинный обиженный бог выгляни между строк на свету озаренья дневного на свету озаренья дневного
ПРОБУЖДЕНЬЕ
дворничих метел тщательный шорох высох и бьется запутавшись в шторах бабочкой-книжкой пугающе тонкой веки стянуты пленкой
сбивчивой музыке водоразбора робкая мебель плохая опора сердце в корзину баскетболиста вброшено падает в листья
смена теней и бликов детских и птичьих криков веток промокших всплески туман или занавески слуховые фрески
веки срастаются утро незрело медленно катятся яблоки зренья под сновиденья прохладной кожей будто мячи в прихожей
парки померкли разъехались цирки время растительной чистки и стирки графики галок письма и помарок медом пахнущих марок
смена заботы ноты главной о как давно ты не заглядывала в запасные свои блокноты не просвечивала темноты
* * * вот и конец месяца смерть обещаньям лак обечайкам сердце-птенец чуть оперен жизни пока необучаем
вот и финал лета в его сердцевине боснии-герцеговине вот и казанский вокзал страшно сказал вечности нету в помине
сгнившие доски ракиты и скрип скрипки уключин вот отголоски оркестра вдали клич невезучей трубы концерт неуклюжий
вот и тоска мегаполиса жуть так муравейна так откровенна выносить по лесу б нежности шум ветер ввести внутривенно
вот и неверия шок жалкий рассчет как каталог без персоналий нет поупрямься еще буйствуй еще пассионарий
смерть обещаньям отпор фразам расхожим похожим друг на друга даешь с этих пор власть тонкокожим
власть кистеперым что прибивает к теплу тела приливом мимо того кто рассудочно груб власть тем кто нежен и глуп нетерпеливым
детям фонтаны секреты влюбленным мосты телеграфы качели этим декретом волю жирафам солдатам весну ботичелли
смерть обещаньям сомненьям словам “точно” обвалам височным необычайно летящему лету в тебе и во мне пропуск бессрочный
Светлана Бунина. Продолжая разговор об “Интерпоэзии”, добавлю, что, мне кажется, это журнал нового типа, который будет еще развиваться. И мне бы хотелось, чтобы он становился все многоязычней и многоголосней. У людей, которые делают “Интерпоэзию”, такой широкий кругозор, что он позволяет на это надеяться. Поскольку год уже заканчивается, я буду читать то, что написано в этом году. У меня в этом году две страсти, раздирающие меня: это страсть к миниатюре, короткому высказыванию, которое становится все более усеченным, вплоть до отпадения отдельных строк, и наоборот – страсть к циклам. Я прочитаю одно маленькое стихотворение и один цикл. * * *
Любви, любви – мне столько нужно, игрушке в кожице живой, чтобы воткнуть в себя не нож, но кулак, фонарик угловой.
Любви, любви – мне столько тоже досталось: света в темноте, любви, пришедшей много позже… А цикл называется “Вариации на темы Энн Секстон”. Энн Секстон – американская поэтесса, лауреат Пулитцеровской премии. Она покончила с собой, задохнувшись в своем гараже. В нашем восприятии они так и остались парой – две женщины, которые дружили: Сильвия Платт и Энн Секстон. И, может быть, лидером в этой паре для нас традиционно является Сильвия Платт – такая яркая, сгорающая на лету звезда. А Энн Секстон, которая прожила дольше, которая мучалась бесконечными депрессиями, остается в тени, и памятны слова Бродского о Секстон: “достаточно посредственная поэтесса”. Этот цикл начался с того, что я попыталась ее переводить и поняла, что ее женскость колоссальная – я не могу ее перевести, но я попыталась написать ее на русском. Эпиграф “Дражайший Фокси...” – это из ее последнего стихотворения.
ВАРИАЦИИ НА ТЕМЫ ЭНН СЕКСТОН
Dearest Foxxy… (“Love Letter Written in a Burning Building”)
Дражайший Фокси! Стоит ли лезть в бутылку из горящей бочки? – здание подломилось и колеса из гаража не выкатишь. Между нами: сколько я вам (осталась) за вкус салата с маслом кедровым, нежные приношенья, право быть нужной – гладить ваши рубашки? Опыт прошедшей зимы: белоснежное охлаждает.
Думаете ли вы, что мои признанья – к вам – написаны на борту сумбура (на груди болезни: лежи, подвинься, белая собака с медвежьей шкурой)? Вот тому пример: после прошлой ссоры у друзей, где просеки прямо к дому подбегают, кто бы еще решился утверждать, что вы – золотой лисенок. Лисье удивленье, лисья сноровка, вам ли удивляться лесным пожарам? Восходить в святые, когда удача – только четыре быстрые лапы, ветер навстречу, ручей в придачу?
Это потому что – дражайший Фокси! – только огонь понимает силу старых привязанностей, сиротливых звуков (просто рушатся стены). И пока я безумствую, вы все ближе, все действительней (в свете, весне, Париже) – вы сгораете, мы сгораем, что-то выгорит: вечное друг о друге. Стиховать, как север о юге, север о юге... Окунаюсь в кровать, но не меняю темы…
II
Потом я думала о тебе в кровати. Этот декабрьский день был, пожалуй, лучше многих других. Как исслеженная дорога, он пробивался к солнцу на горизонте. От него сохранились число и запах. Я думала, что способность слова предаваться лжи – как последней ставке на корриде (деньги, любовь, расплата) – ценится в производстве истин. Потому все больше подручных средств в наши дни находится, чтобы слову быть уверенней, округлиться, выбрать: провода, резисторы – что потом? Межпланетные мега- и инфра- (шины)… Как подросший мальчик, привравший маме, мир все чаще, чаще съезжает в детство. Мы желали быть заодно с прудами, выбирать зеленое, сняться в белом – сниться с теми, кого рождаем. Но чем дольше наш календарь тянулся к горизонту ясности – тем сильнее бунтовал в тебе собиратель истин, каждый день вытачивал по болванке. Так я думала о тебе в кровати – протяженно, ласково, неразменно – двадцать девятого дня, в субботу, в декабре, под новым нечетным годом (нечетные, как известно, лучше).
III
И когда она все-таки сделала, сделала это на том же простом, сумасбродном своем языке (диалекте любви, несомненно сходящей на нет), – ни угла она, ни междо- метия не выбирала. Подломился – сама ты лисенок! – твой дом, и колеса из гаража не бегут. Но когда она сделала это, четырнадцать раз прозвенело в будильниках: пусть говорят лицедеи, оскорбленные мальчики, ваши четырнадцать лет (I am the only actor). Королеве угодно молчать. И ее занимают отныне пейзажи, пейзажи…
Наталья Полякова. Здравствуйте, рада всех видеть. Я прочитаю то, что вышло в последнем выпуске “Интерпоэзии”. САГА О МОСКОВСКОМ ПЕШЕХОДЕ
1.
Вот зима покидает в клубах снегопада и мыле город хватких реклам и подержанных автомобилей,
и потерянных улиц, и граждан ее неимущих, и наемных рабочих, ночами дороги метущих.
Сквозь разбухший асфальт проступают уток и основа – этот сон по весне повторяется снова и снова.
Это ветхая жизнь вновь берется за глажку и штопку, сортируя тряпье, отправляя ненужное в топку.
2.
И дрожат лоскуты восходящего терпкого дыма над домами и прочим в чаду городского мейнстрима.
И спешит пешеход перейти на зеленый погасший, на ходу оступается в едкой бензиновой каше.
Повторяй вслед за ним этот опыт случайных падений, чертыхайся, вставай, оставляя следы от коленей.
Заблудись в переулках столицы – то рваной, то ровной – отыщись в запустелом дворе за гудящей Садовой.
Остановок разбитых, ларьков и контейнеров ржавость – позвонки продуваемых улиц. Не холод, но жалость
пробирает до дрожи. А может быть – мартовский ветер. Раскачает фонарь, и фонарь полдороги осветит.
3.
Словно ворох газет, словно старые вещи на выброс, возвращаются птицы в разбитые гнезда на вырост.
Эти пятна в ветвях, как разбухшие шляпы из фетра. И, срезая крылом холодок ослабевшего ветра,
нам одним не вернуться – нам некуда здесь возвращаться. Приглушенной тоской и прощанием встречи сочатся.
Где был дом у реки, там штыри и сухие будылья. Осторожно снимай отсыревшие тяжкие крылья.
Над водой провода и мостов почерневшие скобы – посмотри на канал, помеси башмаками сугробы.
И иди к остановке трамвайной, на вымпел похожей, обескровленным, то есть бездомным прохожим.
4.
Вот, подъедет трамвай, разгоняя наплывшую скуку, И покатится прочь, узнавая маршруты по стуку.
А придешь на вокзал, закажи себе водку с нарезкой. Не бери на обратный, одной обойдешься поездкой.
Отправляйся, спеши: керосиновый, дачный, звенящий, лес растет корабельный, тугими ветвями гудящий.
Отправляйся к истокам вечерней пустой электричкой. Где бетон уступает темнеющей кладке кирпичной.
Где кирпич уступает замшелой сухой древесине. Где за полем река. Где река подо льдом темно-синим.
В.М. Спасибо всем участникам. И отдельное спасибо – “Журнальному залу”. Татьяна Тихонова. Спасибо! Замечательный вечер! Жду вас всех в Клубе Журнального зала!
|
|
|
Просмотров: 539 |
Добавил: averwas
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|